тел./факс: (495) 645-01-11 8-800-333-2050
Office@satmag.ru

09.05.2013 - Морская Ледовая Арктическая Экспедиция 2013

Морская Ледовая Арктическая Экспедиция 2013

Мы в Резолюте! С Днем Победы!

Вот и подошёл к концу наш поход этого года. Настало время подвести итоги, сказать слова благодарности всем кто поддерживал нас, переживал вместе с нами тяготы путешествия.

Слава Богу, что в прошлом году нам не удалось выйти на маршрут, так же как и в 2011 году ледовая обстановка в Карском море задержала наш легкомысленный и высокомерный порыв пройти одним махом от Большой земли (Уренгой) до посёлка Resolute в Канаде. Нам, самонадеянным, казалось тогда, что имея более или менее отлаженные машины и относительно подготовленную команду такая задача окажется по плечу, без особого риска потерять автомобили, как произошло это в 2009 году. Организационные неудачи 2012 года переживались мною нелегко, казалось – всё, ход потерян, но время шло, расставляя, как водится, всё по своим местам, и с ним приходило понимание, что серьёзное дело требует для успешной его реализации ещё и иного, помимо нашего, вмешательства. Оглядываясь назад в 2011 год, можно тоже только порадоваться, что не вышло у нас добраться до острова Среднего в марте, что собственно, и спасло проект от более чем возможного фиаско.

Очутившись в этом году у автомобилей уже 13 февраля, мы получили возможность почти двадцать дней тщательнейшим образом ревизовать машины и прицепы, очень основательно подготовить караваны к тяжёлому пути длиной больше 4000 километров, не рассчитывая при этом на помощь со стороны. Несмотря на кажущийся серьёзным опыт, на построенные с большой любовью автомобили, с первых же дней пути возникали трудности, не предусмотренные мною, как руководителем экспедиции. Я писал в своих сообщениях о проблемах со смазкой, о малой скорости Интернета, не позволяющей получать снимки высокого разрешения, о выходных днях на материке (речь идёт о Евразии, на Северо-Американском континенте есть дежурные в подобных службах), и прочих ошибках и объективных невзгодах. Но, в конце концов, всё встало на свои места, караван наш набрал ход, и, когда через месяц я позвонил А. В.Орлову (начальник Барнео, они просили сообщать им о прохождении маршрута) и сказал, что мы в 40 км от полюса, он закричал в трубку: «Ну вы и прёте!».

Путь к берегам Канады, нам казалось, будет проще, но простота эта оказалась весьма иллюзорной. Поля пакового льда достаточно обширны, но и торосы там пошибчее, а линии дрейфоразделов, это и вовсе «Песнь о Гайавате». Но всё в жизни происходит не просто так и находится под контролем, думаю, все бывавшие в ситуациях подобного рода, со мной согласятся. В конце концов и эти препятствия были преодолены. Теперь, поговорив о главном, надо сказать и о людях. Из всех арктических походов, в которых мне довелось принимать участие (а это была восьмая экспедиция на автомашинах в Арктику), команда этого года, безусловно самая сильная. Впервые за все походы я мог во время остановок на ремонт, ночёвку, поиски проходов в торосах, усесться спокойно за столом и написать сообщение в интернет, письма в ААНИИ, Канадскую ледовую или пограничную службы. В этот момент я знал наверняка (ну или почти наверняка, иначе я был бы плохим начальником), что всё делается правильно и относительно безопасно. Свидетельством прогресса в нашем развитии как полярных пуешественников в сравнении с походом 2009 года служит тот факт, что соотношение пройденного пути к воздушной или, если угодно, прямой линии в экспедиции четыре года назад было 1.74, а в этом году к моменту достижения полюса было 1.41. Другими словами мы прибыли на полюс, сократив путь на 400 км за счёт более грамотного выбора пути в джунглях торосов и паутине трещин и разводий. Природные скромность и сдержанность вкупе с отсутствием литературных талантов не позволяют мне с должной степенью эмоциональности описать все тяготы этого похода, но поверьте на слово, их хватало. Одна дача астрономического количества интервью нашему уважаемому оператору А.В. Маковневу чего стоила. На резонный вопрос: «Мы же вчера это снимали, следовал не менее резонный и хладнокровный ответ: вчера у тебя борода была короче». Вот так. Попробуйте возразить. И так три месяца. Для стратегического поиска пути движения у нас был змей, летучий такой. Был этот красавец всем хорош кроме одного: категорически эта крылатая сволочь отказывалась летать в безветреную погоду. Как вы догадываетесь, погода делалась безветреной именно в нужный нам момент. О трудностях преодоления различных форм ледового рельефа я писал в дненике экспедиции и к этим мрачным сторонам похода возвращаться не хотелось бы. Могу только отметить явный прирост физической формы у участников, как результат регулярных упражнений с пешнёй в руках. Что это я всё о полярных невзгодах? Было много и светлых моментов, например полярный день. Пробовали спать при ярком солнце? Мы научились. Всё очень просто, стоит не поспать денёк другой, и заснёшь как миленький. Белой мглы почти не было, успели проскочить до серьёзного потепления (я не имею в виду процессы планетарного масштаба, которыми пугают непослушных детишек и доверчивых взрослых), а просто приближения весны. Возвращаясь к исходному вопросу Уренгой / Resolute, могу сообщить читателям, что продолжительности и нашего маршрута хватило нам для полного физического и морального удовлетворения. Мы отнеслись к её Величеству Арктике в этом году с подобающим уважением и в ответ получили Высочайшую благосклонность. Проходы в бесконечных грядах торосов и лабиринтах трещин вовремя находились, частых снегопадов, маскирующих трещины и нилас не было, а была правильная морозная погода, иногда с перебором, но ведь иначе с нами и нельзя. Всё теперь позади, но особая, к счастью не всем доступная, красота этой величайшей пустыни мира посещает меня во снах регулярно, и я бесконечно благодарен судьбе, поднявшей меня до высот понимания её. Теперь я навечно Вам раб и слуга, Ваше Величество!

Ваш В. Елагин.

Наш сайт использует Cookies
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности